19 февраля 2018

Есть ли малому бизнесу место в экспорте

В завершающий день Российского инвестиционного форума прошла дискуссия «Есть ли малому бизнесу место в экспорте? Взгляд предпринимателей». Модератором выступил Константин Богданенко, временно исполняющий обязанности вице-губернатора Приморского края.

Спикер сформулировал вопросы обсуждения, в числе которых:

- поиски рынков сбыта;

- возврат НДС при экспорте;

- предэкспортное финансирование; нетарифное регулирование

- поддержка при старте экспорта.

Модератор подчеркнул, что ориентирование малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) на экспорт растёт. «В 2017 году 29% всех появившихся компаний МСП изначально создавались для экспорта», — поделился Константин Богданенко.

Николай Дунаев, генеральный директор ООО «Энергосервис», в своём выступлении был категоричен: «На мой взгляд, малому бизнесу нет места в экспорте». Аргументировал это спикер тем, что в России, к сожалению, 70% рынка в руках у государства и попасть туда сложно. Стимулами для экспорта, по словам предпринимателя, являются две составляющие: наличие культурного окна (к примеру, экспорт в страны, где нет языковых барьеров, — Беларусь, Казахстан, Киргизию), избыток в стране компаний одной отрасли.

Одним из препятствий для экспорта Николай Дунаев назвал нетарифное регулирование: «Большая проблема — нетарифное регулирование: к примеру, экспортируя в Украину в текущих условия, мы вынуждены несколько раз проверять, является ли продукт товаром двойного назначения, в итоге всё равно сталкиваемся с трудностями на таможне».

Тему нетарифного регулирования продолжил Олег Фомичев, статс-секретарь — заместитель Министра экономического развития РФ, добавив, что, действительно, в этом вопросе есть много подводных камней. Спикер также ответил на ключевой вопрос дискуссии: «Если смотреть на цифры — всего 1% малого бизнеса экспортирует, — то места малому бизнесу в экспорте действительно пока нет. Если говорить про перспективу — то место есть, но нужно суметь его занять». Представитель Минэкономразвития озвучил свои рекомендации для роста экспорта в МСП: «Если говорить про массовый экспорт, тут важно создать такую инфраструктуру, которая позволяла бы малому бизнесу производить товар, через интернет находить поставщика и дальше ни о чём не заботиться».

Юлия Балашова, генеральный директор ООО «Бизнес на экспорт», представитель малого бизнеса, обозначила основные проблемы маленьких компаний (до 50 млн рублей годового оборота). «В таких компаниях недостаточно узкоспециализированных сотрудников, есть трудности с поиском финансов на сертификацию, сложности с юридическим оформлением, так как, опять же, не хватает высококвалифицированных профессионалов», — сообщила спикер. Также она отметила положительные и отрицательные моменты в работе Российского экспортного центра (далее — РЭЦ): «Во-первых, необходимо смягчить условия для получения финансовых средств, документарное сопровождение сделок важно унифицировать: разнится информация таможни и РЭЦ. Помощь должна быть комплексной».

«Административные барьеры сегодня уже не так сильно тревожат предпринимателей, нетарифные трудности, связанные с лицензированием, тоже более-менее сглаживаются. Самая главная проблема сегодня — это экспортный контроль, то есть товары двойного назначения. Это обусловлено нашими международными обязательствами, ограничениями, закрытыми решениями», — считает Михаил Антипов, директор по сопровождению экспортных проектов АО «Российский экспортный центр». «Место у МСП в экспорте есть. Но комплексная поддержка, безусловно, нужна, и в первую очередь государства», — резюмировал представитель РЭЦ.

Дмитрий Сатин, заместитель руководителя Федеральной налоговой службы, положительно оценил динамику деятельности налоговой службы: «Место для малого бизнеса в экспорте есть, правила для этого созданы. Инспектор уже давно не выступает экспертом, оценивающим деятельность компании, человеческий фактор сведен на минимум, всё решает система. Также мы готовим набор поправок, которые снизят нагрузку на МСП».

О проблемах, затрудняющих экспорт для МСП, в своей области деятельности рассказала Светлана Негребецких, генеральный директор ООО «Златдекор».

Инна Мельникова, председатель правления Ассоциации профессиональных медиаторов, представитель «ОПОРЫ России» в Чешской Республике, упомянула положительные результаты работы Российского экспортного центра, отметив, насколько важна унификация и работа в системе единого окна. «Задача РЭЦ — это создавать представительства в других странах», — уверена Инна Мельникова.

В завершение дискуссии Александр Калинин, президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России», отметил, что мощь РЭЦ необходимо усиливать, давать центру больше полномочий. «РЭЦ должна быть передана функция главного распорядителя бюджетных средств, чтобы он не согласовывал свои действия с пятью министерствами. Поддержка также должна быть адресной», — уверен глава «ОПОРЫ России».

Источник: http://rusinvestforum.org/news/est-li-malomu-biznesu-mesto-v-eksporte/

 

Новости
Яндекс.Метрика